Полное название проекта: 
Раннее выявление талантливых детей, психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьника и его социализации на основе данных нейроскрининга способностей в условиях освоения основных общеобразовательных программ
Описание проекта (не более 1000 симв.): 

Цель проекта

 

 

Раннее выявление талантливых детей, психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьника и его социализации на основе данных нейроскрининга способностей (пат. РФ (19)RU(11)2016133359, авт. С.В. Раудсепп) в условиях освоения основных общеобразовательных программ

Нейроскрининг способностей Вербатория

Получасовая процедура сбора и обработки данных биоэлектрической активности. Проводится на базе типового кабинета психолога ГБОУ в процессе типизованных интеллектуальных нагрузок компактным беспроводным датчиком (используемый TGAM или отечественный аналог), позволяющая автоматизириовать анализ способностей и склонностей ребенка с целью его успешного развития. Используемый принцип метода заключается в определении индивидуально-специфического потенциала способностей ребёнка по 5-ти прикладным областям - вербально-лингвистическим, логико-математическим, музыкальным, телесно-кинестетическим, пространственным, а так же по двум эмоциональным составляющим - внутриличностым и межличностным навыкам. Каждая из областей в результате измерения оценивается по бальной шкале 0-100, где значения выше 50 (60) соответствуют областям с наибольшим потенциалом достижения выдающихся успехов в развитии соответствующих навыков и умений. Для вычисления балла используется автоматический алгоритм, оценивающий характеристики отклонений паттернов ритмов ЭЭГ исследуемого ребенка в процессе решения им заданий из каждой области знаний. Задания, в основном, используются из альбомов нейропсихологических исследований (т.н. луриевские), сгруппированные и дополненые для целей соответствия модели ислледуемых интеллектов (см. Х. Гарднер, Структура разума, изд. 2006).

Актуальность

Развитие технологий расширили возможности по регистрации сигналов биоэлектрической активности мозга в различных функциональных состояниях. В отличие от традиционного метода электроэнцефалографии (ЭЭГ) с громоздкой схемой 20-20-10 установки электродов, современные датчики (например, на базе чипа TGAM или других) позволяют получить сигнал с достаточной для исследований чувствительностью и при этом не стесняют исследуемого так как обладают крайне малым весом (менее 10 грамм), компактными размерами, не имеют проводов и могут работать автономно не ограничивая движения и жесты. 

Одновременно происходит междисциплинарное накопление знаний о специфических корелятах показателей ритмов ЭЭГ с наблюдаемыми когнитивными навыками и высшими психическими функциями человека. Наиболее актуальные исследования доказывают о устойчивости определенных паттернов ритмов и однозначной зависимости  отклонений от типа когнитивной нагрузки (см. например, Иваницкий Г. А., Наумов Р. А., Роик А. О., Иваницкий А. М. (2008) Как определить, чем занят мозг, по его электрическим потенциалам, Т. 1, C. 93-102.). Не только возможно по маркерам ритмов установить тип нагрузки, но и выявить одарённых детей, как показано например в результатах лонгитюдного исследования нейропсихологических параметров памяти детей с признаками интеллектуальной одаренности (д.м.н. Горбачевская Н.Л. и др.) Многие другие авторы неоднократно исследовали и доказывали связь отдельных характеристик ритмов биоэлектрической активности мозга человека и его умственных, психических, эмоциональных особенностей. 

Уникальность предлагаемого проекта состоит в системном использовании имеющейся базы знаний (не ограничиваясь перечисленными в настоящей аннотации) о коррелятах ритмов со способностями для получения практического результата по улучшению эффективности системы профилирования образовательных маршрутов учащихся в условиях лсвления основных общеобразовательных программ.

Планируемый результат

В рамках полевого применения метода нейроскринга Вербатория накоплен положительный опыт использования (см. www.verbatoria.ru ). Так, по результатам 4,350 проведенных измерений 93% родителей в течение года после получения результатов отметили улучшение результатов занятий ребёнка при корректировке образовательного маршрута внеклассной кружковой деятельности в соответствие с рекомендованными направлениями, опирающимися на области наибольшего потенциала способностей ребенка. Это позволяет сделать предположение, которое предлагается использовать в качестве рабочей гипотезы в рамках пилотного проекта, что раннее использование нейроскрининга в качестве составной части критерия выбора образовательного маршрута школьника повышет успешность социализации и выбора профиля школьниками.

В случае успешного подтверждения гипотезы будет сформирована рабочая методика ранней профилизации и сопровождения учащегося до выбора профессии, обладающая достоверно большей эффективностью в соответствии с определенными процедурой критериями.

Процедура

Для адаптации метода нейроскрининга для заявленных целей достоверных результатов предлагается на базе назначенных ГБОУ СОШ (2 и более) среди учащихся четвертых классов сформировать две группы (ведомую и контрольную). С учащимися и родителями ведомой группы на протяжении обучения проводить периодические (один раз в полугодие) измерения методом нейрометрии и реализовать корректирующие мероприятия по полученным данным в рамках школьной программы (изменяя количества часов основной и дополнительной нагрузки по разным предметам), так и в рамках внешкольной активности ученика (при участии родителя). Ожидаемым результатом, а так же критерием успешности проекта, будет достоверно более высокий, чем в контрольной группе, процент выбирающих профильный экзамен ЕГЭ в соответствии с профилем образовательного маршрута в школе.

Срок реализации 2017 год

Основной результат: получение адаптированной процедуры нейроскрининга для массового тиражирования

Промежуточные результаты:

1 уровень - устойчивость выбора индивидуального образовательного маршрута.

2 уровень - качественные результаты Государственной итоговой аттестации по выбранным профильным предметам

Целевые аудитории проекта

I. Выпускники 4-х классов (уровень НОО)

Цели:

1. Создание учебных планов, отвечающих различным способностям и склонностям детей

2. Прогнозирование развития детей

II. Учащиеся 7-х классов (уровень ООО)

Цели: 

1. Анализ конструктивности и эффективности психолого-педагогического сопрровождения в зоне интеграципи огсновного и дополнительного образования

2. Уточнение прогнозов развития в зонах содержания образования (профессиональная пропедевтика)

3. Коррекция огбразовательных маршрутов учащихся

III. Учащиеся 9-х классов (уровень ООО)

1. Анализ эффективности психологор-0педагогического сопровождения ребенка в зонах интеграции внутренних и внешних ресурсов образования

2. Уточнение прогнозов развития в хонах содержания образования

3. Осознанность выюора прорфиля обученности на уровне СОО с учетом отсутствия конфликта интересов на уровне (ребенок - родитель - фактическая успешность по профильным пердметам).

Полученные практические результаты в 2017 году будут опубликованы в научных изданиях и подготовлены к внедрению в соответствии с государственным стандартом.